Принята на совещании министров образования государств-членов ШОС 24 октября 2008 г. в Астане (Казахстан). Новая редакция принята на совещании Министров образования государств-членов ШОС в Новосибирске (Россия)
23 сентября 2010
Цели и этапы создания
Основной миссией Университета Шанхайской организации сотрудничества является осуществление скоординированной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС или Организация).
Университет функционирует как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях. Университет открыт для присоединения к нему любых учебных заведений по всему миру. При этом отдельного юридического лица не создается.
Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативно-правовыми актами, принятыми государствами-членами ШОС, и состоят в:
- укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;
- развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
- придании нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
- расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты;
- содействии эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.
Первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС направлены на решение следующих основных и дополнительных задач:
Основные задачи:
- расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
- подготовка профессиональных кадров для осуществления совместных проектов на пространстве ШОС, для совместного реагирования на социально-политические, экономические, экологические и иные вызовы;
- увеличение научно-академического сотрудничества;
- внедрение современных образовательных методик и технологий;
- создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом.
Дополнительные задачи:
- проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
- подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций;
- создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.
Университет ШОС разворачивает свою работу поэтапно за счет создания образовательной сети из уже существующих Университетов. Открытие новых направлений и форм подготовки является предметом коллегиального согласования уполномоченных ведомств государств-членов ШОС.
Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.
Модель Университета ШОС
Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:
- подготовительные языковые курсы;
- бакалавриат (4 года);
- магистратура (2 года или в соответствии с национальными стандартами);
- аспирантура/докторантура (3 года);
- программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.
Основными языками обучения в рамках Университета ШОС являются официальные языки ШОС - русский и китайский, а также государственный язык страны местонахождения
Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС.
Модель Университета ШОС основывается на взаимодействии университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране. Каждая страна самостоятельно н основе взаимосогласованной процедуры определяет национальные головные (базовые) вузы, которые образуют образовательную сеть Университета ШОС.
Университет ШОС должен стать своеобразным «зонтиком», под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательное и научное сотрудничество. Задача головных (базовых) вузов заключается в поэтапном согласовании программ по взаимосогласованной методике подготовки аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран.
Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС начинается с разработки согласованных программ подготовки магистров и аспирантов/докторантов программ, которые являются наименее формализованными. При этом, обучаясь в бакалавриате, студент должен иметь возможность на соответствующем уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка. Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС начинается с первых этапов реализации проекта, а программы внедряются по мере их взаимного согласования. Деятельность в рамках Университета ШОС начинается с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных, технических и гуманитарных наук и, по мере отработки методологии, расширяется на другие направления подготовки. Университет ШОС открыт для присоединения новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.
Исходя из интересов государств-членов ШОС, на первом этапе развития Университета вводятся следующие взаимосогласованные направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-членов ШОС будут введены другие направления подготовки и уточнен набор специальностей.
По каждому из направлений подготовки создаются национальные и международные экспертные группы, в рамках которых проходит согласование модулей и программ обучения.
Схема обучения в Университете ШОС
Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое обучение в головном зарубежном вузе, который реализует согласованную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничивается, но должен соответствовать сроку обучения и общему количеству часов, необходимых для получения документа об образовании в своем национальном вузе. Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере – головном (базовом) вузе УШОС не менее, чем на одном модуле программ, при этом рекомендованный срок обучения не менее 1-го семестра.
Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств-членов ШОС в бюджете Университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС. Вторая группа студентов - это студенты, обучающиеся на контрактной (договорной) основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение. Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между головными (базовыми) вузами. Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.
По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором он целиком выполнил учебную программу и сдал соответствующие экзамены. На начальном этапе развития Университета ШОС студент также получает– взаимосогласованный сертификат Университета ШОС. Страны совместно работают над введением единого диплома Университета ШОС.
Система управления Университетом ШОС
В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней:
- Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество (возможен уровень заместителя министра и председателя экспертной группы по образованию стран ШОС), а также председатели Совета головных (базовых) вузов Университета ШОС от каждой страны.
- Руководство Координационном советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС. Общий состав координационного совета – около 15 чел.
- Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах-участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
- Ректорат (секретариат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации. В ректорат входят представители от стран-участниц, что соответствует деятельности Секретариата ШОС
- Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки. Осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.
- Совет ректоров головных (базовых) вузов Университета ШОС – определяет стратегически направления, базовую координацию и поддержку Университета ШОС со стороны национальных вузов
Общая координация развития Университета ШОС, согласование его деятельности с национальными ведомствами управления образованием и другими государственными и межгосударственными структурами осуществляется в рамках постоянно действующей рабочей группы государств-членов ШОС. по сотрудничеству в области образования. По мере необходимости и по согласованию на заседаниях данной Рабочей группы могут создаваться другие органы управления и координации Университета ШОС
Финансовые основы функционирования Университета ШОС
Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:
- функционирование координационного (исполнительного) совета, ректората и экспертных групп Университета ШОС;
- разработку согласованных учебных программ;
- проведение рабочих встреч по вопросам развития Университета ШОС;
- стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
- покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.
Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:
- средств национальных органов управления образованием государств-членов ШОС или целевых программ;
- взносов стран-участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
- национальных грантов и стипендий на обучение за рубежом;
- внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
- добровольных пожертвований;
- внебюджетных поступлений и прочих источников.
Страны также выделяют квоты на обучение студентов (стажеров) по программам университета ШОС
Основные этапы создания Университета ШОС
- согласование намерений и понимания стран участниц;
- выработка схемы функционирования;
- подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
- определение головных вузов стран и начало согласования программ;
- выработка Хартии (устава) Университета ШОС;
- подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств-членов ШОС.
Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки:
1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2010 гг.):
- выяснение позиций и потенциалов стран-участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
- разработка концепции развития университета ШОС;
- создание сети головных (базовых) университетов ШОС и экспертных групп по взаимосогласованным направлениям обучения;
- разработка и согласование модулей магистерских программ между головными (базовыми) университетами ШОС на базе уже существующих образовательных связей в качестве «опытного поля»;
- разработка нормативно-правовой базы функционирования Университета ШОС
2. Среднесрочная перспектива (2010-2012 гг.):
- согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС.
- подписание меморандума о взаимодействии в рамках Университета ШОС представителями головных (базовых) университетов ШОС;
- подписание документа о создании Университета ШОС уполномоченными представителями государств-членов ШОС;
- подписание Хартии (устава) Университета ШОС и принятие основных документов, обеспечивающих его функционирование, в том числе документов об образовании и финансовых основах;
- согласование и запуск согласованных программ и модулей обучения в магистратуре и аспирантуре/докторантуре, а также программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
- создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
- согласование форм и основных тем проведения скоординированных научных исследований в рамках Университета ШОС;
- создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования Университета;
- расширение учебной и вне учебной инфраструктуры Университета ШОС, создание студенческих обществ и иных ассоциаций.
3. Долгосрочная перспектива (20-12-2015 гг.):
- запуск согласованной подготовки по системе «бакалавр плюс магистр» по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
- расширение списка направлений и специальностей подготовки;
- издание научных вестников и других изданий университета;
- проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета.